Камни подмены

 

«Не все золото, что блестит...»


Вопросы визуального различения минералов волнуют человека с глубокой древности. Правда, в старину во главу угла ставилось умение наблюдателя определять женское либо мужское естество камня, его сверхъестественную сущность и прочие казавшиеся важными признаки. Разница в элементных составах и физико-химических свойствах волновала немногих. 

 
 

Сегодня от умения различать минералы нередко зависит эффективность инвестирования в драгоценные камни. Согласитесь, обидно заплатить весомую цену за коллекцию самоцветов, а после обнаружить в рубинах подкрашенное стекло, в изумрудах – зеленый фианит, в бирюзе – и вовсе прессованную пыль, оцвеченную смесью синьки и зеленки... 

Бирюза, пожалуй, настоящий чемпион по разнообразию соединений, маскирующихся под самоцвет. Мы уже писали, что большая часть «бирюзовых» вставок в продаваемых ныне колечках и сережках – подкрашенный говлит. Отличить говлит от бирюзы можно, рассматривая хорошо освещенный камень через лупу. Плоские кристаллики говлита сверкают как зеркальца; натуральной же бирюзе подобный эффект не присущ. 



Фаустит – минерал, родственный бирюзе по составу, однако наличие цинка в соединении заставляет самоцвет отчетливо желтить. Варисцит – еще один близкий родственник бирюзы, впервые найденный на юге США, - отличается избыточно зеленым цветом, и настойчивые торговцы так и говорят: «зеленая (или калифорнийская) бирюза». 



Входящий в моду и поднимающийся в цене говлит все чаще становится объектом подмены. Аморфные наросты магнезита сходны с говлитовыми «головками» и по цвету, и по фактуре, и по блеску микрокристаллов. Однако форма кристаллического магнезита иная, да и окраска теплей, чем у говлита. 

Сравнительно несложно различать разнородные материалы. Но что делать, когда драгоценные камни являются разновидностями одного минерала? Всякий изумруд – берилл, но не всякий берилл – изумруд. Кристаллы берилла, «загрязненные» хромом, превращаются в изумруд. Однако хром меняет физические характеристики кристалла: насыщенный примесным металлом массив становится непрочным, трещиноватым. 

 
 

В результате наблюдается парадокс выбора: покупатель драгоценного камня охотнее приобретает безупречный в целостном отношении камень, однако становится обладателем берилла – а натуральный (и часто дефектный) изумруд откладывает в сторону... 

Правда, и с настоящими изумрудами непросто: в практике облагораживания камня используется заполнение природных трещин зеленого самоцвета кедровым маслом. Масштабы «ремонтных работ» таковы, что на три карата собственно камня порой приходится немалый объем масла. Что же в итоге покупает любитель самоцветов – камень с маслом или масло с камнем? 

Еще сложнее с рубином. Рубин – «товарное» наименование красного корунда. Синий же корунд зовется сапфиром. Из-за вечно высокого спроса на красное рубиновая разновидность корунда продается дороже, нежели сапфировая или бесцветная. Поэтому ремесленники от ювелирного дела не пожалели трех тысячелетий труда, и таки научились перекрашивать драгоценные камни! Лишь знания, опыт да зоркость помогают специалисту отличить природный, исконно красный рубин от искусственно оцвеченного корунда. 



К сожалению, универсальных алгоритмов для различения минералов не существует. Старые помощники человека – лупа с подсветкой, цветной светофильтр и печатный определитель камня – не всегда состоятельны. Нередко для различения минералов требуется сложный приборный или даже изощренный лабораторный анализ. 

Потому что документирование подлинности драгоценных камней в эпоху компьютерно управляемых печатающих устройств превратилось в разновидность криминального искусства... 

 

Информация взята с источника(http://finesell.ru/interesnoe-o-kamnyah/kamni-podmeni.html)