Общие сведения о методах облагораживания камней

Драгоценные камни, обработка (облагораживание)

 

Природа, даря человеку самоцветные камни, почему-то мало заботится о товарном виде своих «изделий». То трещин напихает в тело кристалла, то неоднородности «размешает» без усердия, то эффекту зрительного «недовложит». Поэтому облагораживание самоцветов человек взял на себя... 

Ремеслу этому столько же лет, сколько и всему промыслу. Древние экспериментаторы выдерживали камни в меду, пытались прокрашивать их охрой, протравить медным купоросом, запечь в хлебе, прогреть в воске. Иногда облагораживание драгоценных камней удавалось, и тогда метод вводился в практику, иногда – нет. И тогда не слишком красивые камни оставались дожидаться новых времен и новых способов воздействия. 

Шло время. Алхимики превращались в химиков и изобретали реагенты подейственнее прежних. Философы при активном содействии торговцев пропагандировали идею: облагороженные самоцветы подделкой ни в коем случае не являются (что безусловно), и по цене не должны отличаться от высококачественных природных камней (что спорно). 

Долго ли, коротко ли, но часть химиков переметнулась в физику, чтобы предложить ценителям прекрасного новейший подход к облагораживанию камней. Исследования, опыты и сложнейшие экспериментальные установки дали результат! 

Излучения, способные менять кристаллическую структуру минерала, стали важнейшим инструментом облагораживания самоцветов. Более того! Потоки частиц большей или меньшей массы, оказываются, способны порождать поразительный визуальный эффект! 

Теоретики начали понимать, как в природных условиях формировался цвет прозрачных кристаллов, а практики оказались засыпаны заказами по превращению бесцветных алмазов в зеленые, желтоватые и голубые бриллианты. 

И хотя облагораживание самоцветов в наше время чаще всего ведется самыми передовыми методами, старые способы придания цветности и блеска камням не забылись. Термическое воздействие (всегда нагревание и никогда промораживание) порой совмещается с обработкой химически активными веществами (в том числе и неожиданными, вроде сахара или соли). Глубокий прогрев на солнцепеке соперничает по результативности с запеканием минералов в золе и тиглях. Вполне современное нагнетание в трещины отверждающегося полимера нередко уступает по результативности старинному втиранию масла. 

Потребительское отношение к облагораживанию камней в целом позитивно. Растущее человечество отдает себе отчет в том, что добыча самоцветных минералов идеальной природной красоты не просто ограничена, но иссякает. При этом спрос на украшения – только растет. Так чем же плохи облагороженные самоцветы, если все параметры их состава и свойств выдержаны, а визуальные и потребительские качества, плюс к тому, еще и улучшены? 

Облагораживание драгоценных камней, помимо прочего, это еще и крайне увлекательное занятие. Разве не заманчиво чувствовать себя кудесником, превращая невзрачные кварцы в сверкающие каменья? Разве нет творческого наслаждения в решении проблем особо сложного камешка, требующего глубоких познаний, уверенных навыков и комплексного подхода к задаче? 

В конце концов, удачно облагороженные драгоценные камни нетрудно выгодно продать – ибо покупатель отзывчив не только на дисконт, но и на честность продавца. Вот почему сегодня все больше торговых предприятий, ведущих реализацию облагороженных камней, предоставляют покупателям информацию о воздействиях на самоцвет во всей полноте технологических подробностей. И спрос на такой товар только растет! 

Общие сведения о методах облагораживания камней


Облагораживанием называется любой процесс обработки ювелирного камня в сырье или готовой вставке помимо огранки и полировки. Облагораживание призвано улучшать внешний вид самоцвета. 

Методы облагораживания могут быть нацелены на имитацию того или иного природного эффекта или, напротив, на получение абсолютно "рукотворного" результата. В идеале, ни та ни другая цель не является преступной и не ущемляет интересов покупателя. 

Пришло время разъяснить, что эти тезисы значат в практике ювелирной торговли и как облагораживание может быть отражено в документации на вставки и ювелирные украшения. 

Следующая таблица иллюстрирует требования к маркировке сопроводительной документации на ювелирные вставки, предложенные Международной Ассоциацией по Цветным камням (ICA), Американской Ассоциацией по торговле цветными камнями (AGTA), и CIBJO - Международной Ювелирной Конфедерацией ICAAGTACIBJO. 

Нет облагораживания и обработки 'N''N' нет 
Облагораживание E''E' Общая информация 
Обработка 'T' плюс специальное раскрытие каждого вида обработки Специальные символы для каждого вида обработки. Специальная информация для каждого вида обработки. Где 'N' - природный (natural), 'E' - облагороженный (enhanced), 'T' - подвергался глубокому облагораживанию, обработке (treated). 

Специальное раскрытие видов обработки по ICA подразумевает следующие маркировки: Кварц - ПокрытиеЗвездочный Сапфир - РассеиваниеPadparadsha - НагревТопаз - Покрытие

  • Dyeing - прокрашивание.
  • Chemical Bleaching - химическое отбеливание.
  • Surface Coating - поверхностное покрытие.
  • Impregnation - пропитка.
  • Thermal Enhancement - термообработка.
  • Diffusion Treatment - диффузионная обработка.
  • Irradiation - облучение.
  • Clarity Enhancement - улучшение чистоты.


AGTA предлагает также специальные символы для маркировки результатов облагораживания, принятые по рекомендации GIA - Геммологического Института Америки: 

  • (D) - Обычно обнаруживаются при визуальном наблюдении и/или при использовании стандартного геммологического оборудования;
  • (D+) - Обычно обнаруживаются, но требуют, продвинутых аналитических методов, которые не доступны большинству геммологов;
  • (NAD) - Не всегда обнаружимы (в зависимости от типа материала и свойств драгоценного камня);
  • (ND) - Не обнаружимы.




Приведем несколько примеров маркировки по системе ICA: Принятая практика облагораживания корундов - подвергать их высокотемпературной обработке, но без умышленного добавления каких либо веществ в камеру для отжига. Цель этого процесса - получить стабильный и однородный цвет камня. По системе N.E.T. такие рубины должны обозначаться буквой "E" - облагороженные. 

С другой стороны, корунды, подвергнутые высокотемпературной обработке в печи с внесением инородных веществ, результатом которой будет заполнение стеклом трещин и полостей в камне, должны быть обозначены буквой "T" - подвергнутые обработке. 

Другим примером такой обработки может служить отжиг бесцветного сапфира с рутилом. В данном случае, рутил уже содержащийся в корунде распадается под воздействием высокой температуры, что приводит: а) к увеличению прозрачности вставки, б) к "посинению" камня за счет высвобождения титана из рутила. 

Ну и напоследок, хрестоматийная история про "солнечный сапфир". Эти желто-оранжевые сапфиры полагали термически облагороженными, но в 2002 г. AGTA, заявила, что они подверглись обработке бериллием в присутствии кислорода при высокой температуре. Такие камни, несомненно, относятся к "обработанным" и маркируются литерой "T". Жад обычно пропитывают воском для улучшения его внешнего вида. Эта тысячелетняя практика, и такие камни попадают в категорию "E". Однако, когда жад окрашен или в него внедрены разнообразные субстанции, вроде пластика, то его считают подвергнутым обработке и должен быть отнесен к категории "T". 

Промасливание изумрудов - также общепринятая система облагораживания, должна быть отнесена к категории "Е". Окрашивание изумруда, или пропитывание его бесцветным пластиком - изумруд подвергнут обработке, и должен быть отнесен к категории "T". 

 


Весьма большая часть аквамарина подвергается нагреву при умеренных температурах, чтобы устранить зеленый и усилить голубой оттенок. Это обычный способ получения однородного цвета, это означает, что камень будет относиться к категории "Е". 

То же относится и к танзаниту. Цвет только что добытых камней представляют собой смесь голубоватых, фиолетовых и коричневых оттенков. В результате процесса термообработки в камнях преобладают голубые и фиолетовые оттенки, коричневые - исчезают. Так как в результате был получен однородный цвет, процесс относится к категории "Е". 

При облучении бесцветного натурального топаза инородные вещества не добавляются, но едва заметно изменяется кристаллическая структура камней. Поскольку в результате топазы становятся голубого цвета различных оттенков и интенсивности, такие камни считаются подвергнутыми обработке и относятся к категории "T". 

Надо отметить, что в России на сегодняшний день не существует правил маркировки драгоценных камней, подвергнутых тому или иному воздействию. Что автор считает категорически неправильным. Дело в том, что таким образом исчезает различие между облагораживанием и обработкой. Наши потребители полагают, что рубин без наполнений, цвет которого просто доведен отжигом до более однородного и стабильного, относится к той же категории, что и рубин с инородными веществами, заполняющими полости и трещины. Многие покупатели будут так считать, даже если на бирке будет подробно указано, что есть что. Но для нас важна перспектива. 

Будут изобретаться все новые и, зачастую, нетрадиционные методы воздействия на натуральные камни, создавая новые возможности для продвижения цветных камней на потребительском рынке. Это хорошо для нашего бизнеса, но при одном условии - такие воздействия на камни должны быть полностью расшифрована. Системы маркировки и раскрытия информации об облагораживании, в частности N.E.T. ICA, позволяют продвигать облагороженные самоцветы, избегая конкуренции облагороженных самоцветов с природными и обработанных с облагороженными. 

Повторяясь, в России нет систем и требований к маркировке облагороженных вставок. Но это не значит, что не стоит этого делать. Так фирма "Соколов" приняла для себя систему N.E.T. ICA, первой в нашей стране вступила в ряды этой организации, приняла кодекс ICA и получила печать члена ICA, что позволяет фирме маркировать свой товар в соответствии с одним из международных стандартов, продвигая в России культуру торговли драгоценным камнем.

Есть надежда, что по схожему пути пойдут и производители ювелирных украшений. В таком случае покупатель будет меньше рисковать при покупке драгоценностей, а продавцу будет проще объяснять, что именно за вставка оправлена в металл. 

Информация взята с источника(http://finesell.ru/interesnoe-o-kamnyah/kamni-iki.html)